Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный символ вечности - Покровский храм Пресвятой Богородицы.
Храм Василия Блаженного — самый красивый и загадочный собор, по которому иностранцы узнают Россию. Считается, что зодчих, которые создавали Покровскую церковь с верхним ярусом, напоминающим лабиринт и восьмиконечной звездой в основании, лишил зрения сам Иван Грозный, а Иосиф Сталин не позволил снести церковь, которую сохранили во время Великой отечественной войны.
В период с 1555 по 1561 год на Красной площади был построен Покровский собор, который посвящен присоединению Казанского ханства - важному событию укрепления государства. Победа в Казанском сражении в 1552 году - крупный успех царя Ивана IV, поскольку военные походы 1547 и 1550 годов окончились неудачей. Для строительства выбрали место между Посадом и Кремлем рядом со рвом, который окружал кремлевские стены. Поэтому московский храм высотой 65 метров имел название «Покров на Рву у Троицких ворот». Сооружением храма занимались митрополит Московский и всея Руси святитель Макарий и царь Иван Грозный. Летопись свидетельствует, что окончательный вид у храма сложился в 1555 году.
Весной 1555 года было начато строительство каменного храма, которое продолжалось шесть лет. Как гласит Никоновская летопись: 1 октября 1559 года были освящены все пределы, кроме Покровской церкви, строительство которой не было еще завершено. Покровская церковь была освещена 29 июня 1561 года (12 июля по новому стилю). Точную дату удалось определить лишь в ходе реставрационных работ с 1957 по 1961 год, когда реставраторы в основании главного шатра под слоем поздней штукатурки нашли элемент и сохранившиеся слова храмозданной летописи.
Вокруг центрального собора в честь Покрова Божией Матери, увенчанного большим шатром с маленькой главкой, возвели другие восемь церквей, которые в плане были расположены крестообразно. Все церкви увенчаны луковичными главами. Храм с одиннадцатью разноцветными куполами, из них один купол над приделом Василия Блаженного, еще один -над колокольней и девять куполов- над храмом.
Престолы храма посвящены основным этапам победного сражения в Казани. Главный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Поскольку 1 октября 1552 года русские войска при наступлении отразили атаку. Следующий день ознаменовался взятием города, поэтому северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, память которых отмечается 2 октября. 30 августа 1552 года в день памяти Александра Свирского состоялась важная битва Казанского похода и произошел взрыв Арской башни, поэтому на юго-востоке находится церковь, освященная во имя преподобного Александра Свирского, а северо-восточная церковь освящена во имя трех патриархов Константинопольских - Александра, Иоанна и Павла Нового.
30 сентября 1552 г. начался штурм Казани, поэтому имеется престол, посвященный епископу Великой Армении Григорию. Как и в XVII в., побеленные стены церкви Григория Армянского подчеркивают строгость и красоту архитектурных деталей. Реконструированный в 1920-е гг. иконостас состоит из икон XVI-XVII вв. Царские врата внутри пространства собора смещены. Нижняя часть иконостаса закрыта пеленой из шёлка и бархата с изображением Голгофских крестов.
6 ноября благодаря возвращению царя Иоанна Грозного в Москву появился престол Варлаама Хутынского. Престолы во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим также были названы в связи с событиями Казанского похода. В церкви Входа Господня в Иерусалим установлена уникальная святыня Покровского собора —икона «Александр Невский в житии» XVII в. В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 сюжета из жития с чудесами и историческими событиями. Существующий иконостас в 1770 г. перенесён из разобранного ныне собора Александра Невского Московского Кремля. Во время реставрации был открыт подлинный вид архитектурного убранства XVI века без восстановления повреждённых деталей.
29 июня 1555 года из города Вятка принесли в Москву икону Николы Великорецкого, от которой по дороге в столицу и в соборе происходили чудеса исцеления. В ознаменование проявлений Божией благодати девятый престол строящегося храма решили освятить в память Николы Великорецкого. Царь Иван Грозный Великорецкой иконе Николая Чудотворца подарил очень дорогой и чтимый оклад. Когда в одной из интереснейших церквей собора были проведены реставрационные работы, то был обнаружен фрагмент первоначального деревянного пола. Это единственное место с сохранившимся покрытием из дубовых шашек.
В Покровской церкви находится иконостас из кремлёвской церкви Михаила и Фёдора Черниговских, которая была разобрана в 1770 году. Основание (подклет) у девяти отдельных церквей собора Покрова Пресвятой Богородицы было общее, а подвальные помещения отсутствовали. Из-за дышащих строительных материалов здесь всегда был особый климат. В подклет из церкви Покрова Богородицы можно было попасть с внутристенной потайной лестницы, которую смогли обнаружить в 1930-х гг. во время проведения реставрации.
Икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора -самая древняя из икон, находящихся в подклете. В центральную церковь ведут резные кирпичные входы.Ранее в гульбище для света были расположены окна над проходами. Сегодня галерею освещают слюдяные фонари XVII в., используемые во время крестных ходов.
Раньше считали, что признанный памятник древнерусского зодчества создали иностранцы. Однако протоиерей Иоанн Кузнецов в конце XIX — начале XX века обнаружил в летописи XVII века имена русских зодчих — Барма и Постник «со товарищами», которые в камне воплотили идею царя и митрополита.
По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея, которая изначально была открытой. В середине XIX в. застекленная галерея стала частью интерьера собора Покрова Богоматери, своды которой скрывают верхние части церквей. Свод западного участка потолка демонстрирует редкую кирпичную кладку для XVI в.: множество кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича. Сегодня посетители имеют возможность увидеть на участке в галерее раскрытую темперную роспись, а с восточной стороны сохранившиеся изображения святых и растительный орнамент XIX в.
Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. В XVII веке площадки крыльца перед собором были добавлены асимметричные пристройки. Изначально белый собор был расписан фигурными орнаментами снаружи и внутри, на золотые главы добавили затейливые декоративные узоры разных цветов.
Еще одна страница истории Покровского храма связана с московским юродивым Василием Блаженным, который скончался 2 августа 1557 года и был погребен у стен строящегося собора. Над мощами, между соборами Святой Троицы и трех Патриархов под аркой соорудили каменную постройку. По приказу Федора Иоанновича -сына царя Иоанна Грозного в 1588 году арка была разобрана и над захоронением Василия Блаженного пристроили десятый придел (мартириум). Этот придел в народе дал собору второе название - «Храм Василия Блаженного». К нему примыкает храм Рождества Пресвятой Богородицы, здесь в 1589 году погребен юродивый Иоанн Московский. В 1672 году на месте обретения мощей придел был освящен в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий.
Церковь святого Василия Блаженного сложной кубической формы, перекрыта сводом и увенчана световым барабаном с главкой. Покрытие храма выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора. В 1905 году к 350-летию с момента возведения собора была выполнена масляная роспись. Изображение Спаса Вседержителя расположено в куполе, на барабане изображены праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты. Иконостас выполнен в 1895 г. по проекту известного архитектора А.М. Павлинова. Иконы написали лучшие мастера иконописи. На южной стене находится редкая икона большого размера 1904 года Владимирская Богоматерь в окружении избранных святых московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва», выполненная на металле. Такая техника предавала внутреннее свечение, делая иконы одухотворенными, наземными, воздушными.
В отличие от ежедневных служб в церкви Василия Блаженного -известном месте паломничества, службы в других храмах Покровского собора проходили лишь в двунадесятые и престольные праздники. Когда во второй половине XVII в. старая звонница сильно пришла в негодность, тогда в 1680-х г. была построена шатровая колокольня с высоким восьмигранным шатром, украшенным разноцветными изразцами белой, желтой, синей и коричневой поливы. Небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом завершает шатёр. Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, который поставлен на восьмиконечную открытую площадку со столбами, соединенными арочными пролетами.
Арочные проёмы украшают колокола XVII-XIX в.в, подвешенные на толстых деревянных балках. В 1990 г. они зазвонили после долгого молчания. В период со второй половины XVI века и в XVII веке основная Покровская церковь стала известна, как «иерусалимская» потому, что в Вербное воскресенье из Успенского собора Кремля к нему направлялась торжественная процессия во главе с Патриархом, которая назвалась «шествие на осляти». Почти четыре с половиной столетия Покровский собор был свидетелем значимых событий русской истории. Вокруг кипела церковная жизнь - коронационные процессии и праздничные крестные ходы. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора досталась священнику Иоанну Восторгову, который ныне причислен к лику святых в сонме новомученика.
Согласно декрета от 5 октября 1918 года Покровский собор одним из первых взяли под государственную охрану как национальный памятник мирового значения. В конце 1919 года Покровский собор был закрыт, однако в церкви Василия Блаженного службы продолжались до 1928 года. В 1923 году в Покровском соборе был открыт историко-архитектурный музей. С 1928 года храм Покрова являлся филиалом Государственного Исторического музея.
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал работы, его тщательно маскировали, чтобы уберечь от бомбежек. Говорят, что после войны Каганович показывал Сталину макет Красной площади без собора, чтобы не было помех для проведения парада. Однако Сталин резко запретил его сносить, с тех пор неприкосновенность собора больше не вызывает вопросов. Русской Православной Церкви (РПЦ) Покровский собор вернули только в 1990 году. После 70-летнего перерыва, в престольный праздник- 14 октября 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию. Указ Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года разрешил РПЦ регулярно проводить богослужения в соборах Кремля. 15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой до сих пор совершаются богослужения.
Покровский собор — наиболее узнаваемый памятник русской истории и выдающийся объект российской культуры был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В результате широко развернутых научно-реставрационных исследований, архитектурных и живописных работ в 20-е годы XX века стало возможным восстановление не только первоначального облика собора, но и воссоздание интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX века была открыта храмозданная летопись, в которой строители указали даты завершения строительства и замены железных покрытий куполов на медные.
Несколько икон XVI столетия были реконструированы, например, икона «Троица» и написанная в Новгороде - икона «Видение пономаря Тарасия», в основу которой легла легенда о пономаре Хутынского монастыря, связанная с бедствиями в виде наводнений, пожаров, грозящих Новгороду. В настоящее время на территории проводятся выставки с собранием редких книг, древних ценностей, образцами русской живописи и прикладного искусства XVI-XX вв.
У Храма Василия Блаженного много сакральных архитектурных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат, напоминающий о равенстве и справедливости, а точка — о начале жизни, в этих деталях собора заключается его духовный смысл. Неповторимый шедевр архитектуры является национальным символом страны.